Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

пара

verses

***
деревянная узкая лестница вниз по склону
до старика и старухи у самого Черного моря
в детстве я любил курортную оползневую зону
где старик два столетья жил со старухой споря
и приходил невод с одною травою морскою
и старик перед рыбкою кланялся в пояс
и говорил прости золотая моя что я тебя беспокою
ничего отвечала рыбка я особо не беспокоюсь
а у кромки моря песочные замки лепили дети
и воздушные замки в синем небе строила юность
а седой старик глядит на пустые сети
и думает знал ли я что так поседею и так осунусь
не печалься старче лепечет рыбка у самой кромки прибоя
не печалься старче кричит над водою птица
а прекрасная девушка словно сошедшая со страницы плейбоя
входит в воду до самых сосков а нырнуть боится
пара

Скажите, а официальное предложение, сделанное женщине на Эйфелевой башне с вручением кольца на два…

пара

*** с грохотом вверх по железной лестнице звонок с хрипотой замок со скрежетом дверь с табличкой с…

пара

verses

**
небоскреб для божьих коровок из спичечных коробков
у самого черного моря до самого синего неба
широка и пряма дорога для катящихся колобков
до самого Тартара до древнегреческого Эреба
у нас иная тропа извилистый узкий путь
он длинен как для муравья длинен язык муравьеда
неважно где он кончается потому что не в этом суть
а суть бесполезно искать в запутанной логике бреда
пара

Одесский синдром

Считается, что древний Рим не создал своей мифологии, она у Рима заемная, как и территории этого великого государства. Все собственно римские мифы фиксированы на Вечном Городе, его основании и судьбе, а мифические герои это знаменитые римляне.
Я к тому, что в этом смысле одесский миф подобен римскому.
У Ильи Ильфа на одесско-римскую тему — целая отдельная записная книжка.
«Итак, это был уже немолодой римский офицер. Его звали Гней Фульвий Криспин. Когда, вместе с своим легионом, он прибыл в Одессу и увидел улицы, освещённые электрическими фонарями,
он нисколько не удивился. В персидском походе он видел и не такие чудеса. Скорее его удивили буфеты искусственных минеральных вод. Вот этого он не видел даже в своих восточных походах.
„Ну, ты, колдун, — говорили римляне буфетчику, — дай нам ещё два стакана твоей волшебной воды с сиропом «Свежее сено»“. Фамилия буфетчика была Воскобойников, но он уже подумывал об обмене её на более латинскую. Или о придании ей римских имен. Публий Сервилий Воскобойников. Это ему нравилось.
Легат посмотрел картину „Спартак“ и приказал сжечь одесскую кинофабрику. Как настоящий римлянин, он не выносил халтуры».

Урбаноцентричность одесского мифа работает на "снижение" - космогония подменяется градостоительством, императрица заменяет богиню - все равно Астарту или Афину, а то и Кибелу. А основатели и первые властители города - титанические универсальные фигуры. Титаны? Полубоги? Творцы?
Скульптор Эдвардс, проектируя памятник Екатерине в начале прошлого века, воссоздал эту иерархическую структуру. А памятник Ришелье, который облачает французского аристократа на русской императорской службе во все ту же римскую тогу? Дальнейшее фольклорное снижение этого образа - превращение свитка в фаллос (вид на Дюка со второго люка) придает культу первого губернатора дионисийский оттенок.

Вспоминаю два вполне мифологических  археологических открытия в Одессе. Проводя раскопки на знаменитом углу Дерибасовская-Ришельевская, городские археологи обнаружили осколки бокала и медную монету (пятак?) екатерининских времен. Был сделан вывод, что именно тут был заложен первый камень Одессы, в честь чего было выпито шампанское, а бокал разбит (вообще-то бокалы бьют - к счастью, а в еврейской традиции на свадьбе в память о разрушении Храма) И обряд этот совершили, по-моему именно Ришелье и Дерибас. Монета также была зарыта в память о закладке первого камня. Интерпретация вполне фантазийна. Но даже если фантазия совпала с реальностью, это неважно. Важно то, что найдена отправная точка мифа. Найдены священные реликвии. Я специально рассказываю по памяти, не поднимая материалы. Миф есть миф - его следует распространять по памяти, устно.

Второе "открытие" называть так не стоит. При раскопках около Воронцовского дворца были обнаружены обломки еврейских надгробий в культурном слое восемнадцатого века.  Слой-то может и восемнадцатого, а вот обломки - конца девятнадцатого. То, что пол Воронцовского дворца вымощен еврейскими надгробьями со снесенного второго еврейского кладбища, тогда еще не установили. Это открытие недавнее...

А тогда был сделан абсурдистский вывод. Евреи жили  здесь до прихода императорский войск. При их приближении, для того, чтобы русские солдаты не надругались над еврейскими могилами, евреи сами разбили надгробья и закопали обломки....  Как ни пытался я показать, что старые еврейские надгробья выглядели совсем иначе, но именно упомянутая версия была растиражирована.  И это вполне ложится в структуру одесского мифа. В начале были евреи.

пара

verses

неправильный сонет

гора носила замок на скалистых плечах
любила его как дитя но замок вскоре зачах
опустел как положено был загажен
заброшен забыт и стоит обескуражен
вспоминая концерты и ужины при свечах
в этой стране нет ни пляжей ни нефтеносных скважин
и владелец замка был не настолько отважен
чтоб стареть здесь насмерть с тоскою в очах

замок не просто стоит он выставлен на продажу
но покупателей нет лишь космическому экипажу
пришельцев может понравиться местный пейзаж

и они шестиногие, шерстеспинные самец и самка
будут фасетчатыми глазами глядеть на руины замка,
и замок будет светиться как истинный лидер пропаж

***

чем мысли с натуги лучше рисунок с натуры
почти лишенный цели и не имеющий смысла
например у сарая ходят пестрые куры
или вот на женском плече качание коромысла

два ведра как чаши весов грехи и благодеянья
и задача бабы их удержать в равновесье
два века прошло и с этого расстоянья
смешно что Пушкин писал нет умру не весь я

что душа в заветной или запретной лире
легко перепутать синонимы кто разберется точно
сохранится в подлунном мире как мишень сохранится в тире
дырява прострелена но приклеена к стенке прочно

то ли дело роща церквушка весна грачи прилетели
то ли дело пестрый платок да русые косы
то ли дело ветер по кругу ходящий без цели
то ли дело луга заливные стога покосы

а вот и колокол праздник какой или день воскресный
все врет календарь только даром висит на стенке
только этот в плаще сразу видать не местный
ходит без толку попусту пялит зенки
пара

verses

***
Ни детских песочных замков, ни юношеских воздушных,
ни каменных, взрослых, в готическом стиле, как в Авиньоне,
как строится жизнь, эволюция, палеозойский гадючник,
бесформенный коацерват в подогретом первичном бульоне,

говорят, он сам сотворил ядро и оброс оболочкой,
белковое тело в себе породило сознанье,
сознанье родило поэзию с ритмизованной строчкой,
построило каменный замок - укрепленное зданье,

потом говорили - Господь наша твердыня и крепость,
наконец, догадались, потом забыли отгадку,
сидят за микроскопом и повторяют нелепость,
возможно от скуки, возможно так, для порядку.

Они - о коарцевате, мы о Богомладенце в пещере,
они о белковых телах, мы о силах бесплотных,
и каждому воздается по неверию или вере
в железные крылья и ангелов в шлемах летных.

***
подвальчик винарка разговоры мат-перемат
подружка делает все но сохраняет невинность
институт истмат диамат сопромат
извини подвинься извини но я не подвинусь
исключенье повестка с повинной в военкомат
потому как всеобщая воинская повинность

мать беспокоится и военком знаком
сапоги ну куда от них денешься так поет Окуджава
принимают в партию вызывают в райком
разгораются страсти распадается наша держава
и ты со своим партбилетом стоишь дурак дураком
у соседа подержанный мерс тебя задавила жаба

отношение родов к абортам один кажется к трем
стареем стареем друг друга почти не греем
слезу платком как рисунок резинкой сотрем
хотим грешить но вот почти не умеем
завидует та что замужем за былинным богатырем
той кто удачно замужем за евреем

это и есть наша жизнь ее исток и исход
живешь в достатке и продукты в избытке
кулич на пасху кирпич за пазуху елка на новый год
внук решил воровать но попался на первой попытке
чисты одежды твои но грязен испод
и душа трепыхаясь висит на суровой нитке
пара

verses

***
Все познается в мелочах и повторяется в деталях,
все то, что расплылось в очах, нас ожидает в дальних далях,
пустопорожняя земля, волчцы и тернии, разборки,
развалки, пустыри, задворки,
и где фонтаны и дворцы
что завещали нам отцы?

Да тут, буквально в двух шагах, в трех остановках на маршрутке,
вот мост на четырех ногах, вот часовой, застывший в будке,
хранит спокойствие земли, взрастивший чахлые березки,
их ветви - будущие розги.
Стоит шлагбаум поперек
судьбы, как Пушкин нам предрек.

Вот газовые фонари, вот звон церковный, колокольный,
вот и трактир, а там внутри - тоска, треска и борщ свекольный,
вот славный малый, половой, несет бутылку на подносе,
вот Ковалев грустит о носе,
что где-то бродит сам собой -
и в две ноздри трубит трубой.

Вот и дворцы, вот и сады, вот золоченые фонтаны,
где больше бронзы, чем воды, и гипсовые истуканы,
с полезной книжкой пионер, и девица с веслом проворным,
а путь к общественным уборным
весенним солнышком залит
и это сердце веселит.

Дерзай, о верный мой слуга, мой ямб корявый, многостопный,
дерзай, солдат, рази врага, дерзай, служитель расторопный
нелепых обнаженных муз, что ходят, как менты, по трое,
дерзай, страна, что о герое
таком мечтает, чтобы он
попрал природу и закон.
тогда

Актуальное

Вот Жириновский с экрана называет Украину страной-воровкой. Грозит забрать у Украины Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Донецкую и еще какие-то области, уже сбился я.
А! Харьковскую и Луганскую! Грозится дойти до самых границ Львова.

Обычный вопрос - это он так звучит, или он так ОЗВУЧИВАЕТ?

Вопрос к вам, дорогие одесские френды. Вы хотите туда, где с телеэкранов говорят такое? Хотеть в Россию Пушкина и Жуковского - не вопрос. Хотеть в Россию Путина и Жириновского - вопрос и даже не один, а два.

Второй вопрос - о вменяемости.

Можете сказать - Украина Тягнибока и Яроша не лучше России Путина и Жириновского. Соглашусь, хотя точно не знаю. Потому что Украины Тягнибока и Яроша нет и почти наверняка - не будет.
А вот Россия Путина и Жириновского есть и уже давно. Вот она, рядом. Можно рукой дотянутся. Впрочем, она сама вот-вот дотянется.

*

Вчера утром беседовал с Марком Гальпериным. Он рассказал мне прекрасную историю о том, как султана Омара пригласили зайти в христианский храм. Тот отказался, сказав, что если он войдет в храм, то здесь будет мечеть. А Омар хотел, чтобы у верных ему христиан было свое святилище.
Вот это убеждение в том, что присутствие султана немедленно превращает храм в мечеть Марк считает важнейшим элементом имперской сакральности. К примеру - где бы ни пролилась русская кровь - там Россия.
Я в юности выразил похожую мысль проще:
где бы я ни ехал в танке - всюду мой любимый край.