?

Log in

No account? Create an account
Эхо от ударов топора - там и тогда [entries|archive|friends|userinfo]
Борис Херсонский

LASTN_WEBSITE=><td></td>

[ website | http://www.vavilon.ru/texts/khersonsky0.html ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Эхо от ударов топора [Jul. 19th, 2010|11:57 pm]
Борис Херсонский
в статье Евгения Абдуллаева во втором "Арионе" за этот год.
Отрывок из статьи - под катом.

Поскольку назван Бродский, не могу не упомянуть о недавней полемике вокруг стихов Бориса Херсонского.

Началась она с затеянного Дмитрием Бавильским “заочного круглого стола”, на котором тональность обсуждения была уже изначально задана “тремя простыми вопросами”: “1. Как бы вы описали стиль стихотворений Бориса Херсонского? 2. Имеет ли под собой основу мнение о том, что творческая манера Херсонского зависит от творческой манеры Бродского? 3. Могли бы вы дать ваше понимание понятия “эпигон”?”*.

* Д.Бавильский. Случай Херсонского. — “Частный корреспондент”, 29 сентября 2009 г.

Разумеется, после таких “простых” вопросов (вызывающих в памяти аналогичный “простой” вопрос из старого анекдота: “А правда, что незамужняя дочь ребе — беременна?”; напомню — этот ребе был бездетен) обсуждение должно было закружиться вокруг того, в какой мере Херсонский является эпигоном Бродского. Оно и закружилось...

“Иличевский и Губайловский, а также Штыпель считают творчество Бориса Херсонского важным явлением современной поэзии. Анкудинову и Топорову кажется, что творчество Херсонского — слепок с творчества Бродского”, резюмирует курсивом Бавильский, как бы не замечая, что пустая клишированная фраза “важное явление современной поэзии” вроде и не отрицает “слепок с Бродского”... Хотя смысл реплик Штыпеля, Губайловского и Иличевского был как раз в отрицании этого предполагаемого эпигонства.

Впрочем, этот круглый стол так бы и остался одним из образцов программируемой дискуссии, если бы одному из ее участников, Виктору Топорову, не захотелось высказаться об “эпигонстве” Херсонского более развернуто*.

* В.Топоров. Ниже травы. — “Частный корреспондент”, 21 января 2010 г.

Воспроизводить всю аргументацию Топорова — дело сложное. Аргументы как таковые у Топорова часто отсутствуют, а их роль выполняет суггестивно нарастающий поток обвинений, где каждое последующее эмоционально “подкрепляет” предыдущее.

Начинает Топоров с относительно невинного — в многописании: “Первое, что бросается в глаза, — сугубо количественные параметры”. Хотя, замечу, творческая плодовитость — сама по себе не порок, тем более для поэта-эпика, каковым и является Херсонский.

Затем идут более серьезные обвинения — в эпигонстве относительно Бродского и Слуцкого, затем все серьезнее и серьезнее — чуть ли не в богохульстве и притворном православии... Это уже за пределами нашей темы (думаю, и любого профессионального разговора о литературе); меня в данном случае интересует, откуда взялась вымышленная “дочь ребе”.

Топоров приводит стихотворение Херсонского:

Масличко, масличко, ах азохн вей!

Не было бы масличка — не жил бы еврей.



По 200 грамм в одни руки.



Курочка, курочка, ах азохн вей!

Не было бы курочки — не жил бы еврей.



По одному цыпленку в одни руки.

Это маме моей — в одни руки,

а тете Бране — в одну руку,

у тети Браны — одна рука,

вторую потеряла сразу после войны.



Странные они люди — всё у них не слава богу,

все теряют руку на войне,

а она — сразу после войны,

всё не как у людей,

всё не как у людей.

“Первоисточник данного опуса, — пишет Топоров, — очевиден: поэзия Бориса Слуцкого. И тематически (евреи и война), и стилистически-интонационно (нарочито грубоватая нежность к “своим”), и ритмически (полудольник-полуверлибр) — всё один к одному по сравнению, скажем, со знаменитыми строками: “Как убивали мою бабку? Мою бабку убивали так: однажды к зданию горбанка подошел танк...””.

Согласен, выбранное Топоровым стихотворение — далеко не лучшее у Херсонского. И тем не менее.

У Слуцкого лирический герой всегда дистанцировал себя от “голосов из хора”, из толпы. У Херсонского же в стихотворении присутствует как минимум четыре голоса. Вначале — фольклорный (“Масличко, масличко...”), восходящий не только к расхожему антисемитскому, но и к интеллигентскому фольклору (“Ласточка, ласточка, дай молока...”). Затем — голос власти (“По 200 грамм в одни руки”), создающий своей отстраненностью контраст с первым, фольклорным. Пробивается голос ребенка (“Это маме моей — в одни руки...”), с характерным для детского мышления буквализмом в восприятии речевых штампов (“в одни руки” — “в одну руку”). И, наконец, звучит резонерский голос (“Странные они люди...”) — который может принадлежать и исполнителю антисемитской частушки, и “власти”...

И если голос ребенка сопротивляется миру безликого словесного штампа — воспринимая “одни руки” буквально как руки, то голос резонера, напротив, порождает штамп, клише — единичное (потеря руки после войны) возводится в общее: все у них “не как у людей”.

Так развивается драматургия стихотворения. Так несколькими скупыми фразами создается ощущение действительности, и живой очереди, и живой памяти о войне. Даже имя “Брана” — в котором слышатся и “брань” как война, и брань в очереди, и “рана” — фонетически дополняет этот ряд...

Так возникает поэтическое многоголосие — что, как я надеюсь показать в одном из последующих очерков, и является одной из особенностей современной “поэзии действительности”.

И такое многоголосие — а также присущий поэзии Херсонского историзм — естественно предполагает обращение к разным стилям и поэтикам, включая, в том числе, и поэтику Бродского (хотя процитированное стихотворение “слепком с Бродского” трудно назвать ).

Но — свой голос у Херсонского безусловно есть, возможно даже слишком узнаваемый. А откликаясь на другие голоса-влияния, Херсонский, следуя совету Бродского, их “лелеет и подчеркивает”*; рефлексирует, одним словом.

Да и в отношении поэтов, родившихся в одно с Бродским десятилетие, говорить о “влиянии Бродского” следует достаточно осторожно. То, что у Цветкова, Гандельсмана, Кружкова, Айзенберга и других, родившихся, условно говоря, между сороковым и пятидесятым, может казаться производным от Бродского, на самом деле может быть обусловлено общим поколенческим мировидением и связанной с ним поэтикой.

К этому поколению принадлежит, кстати, и сам Виктор Топоров. В чьих переводах, например, немецких экспрессионистов можно тоже при желании заметить влияние Бродского**...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: shestakova8
2010-07-19 09:22 pm (UTC)
Не знаю, но... являясь "младенцем", читающим Ваши стихи, даже и близко ни с кем аналогий не возникало... Вы же одессит, как на Вас может кто-то повлиять, кроме Одессы?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 04:54 am (UTC)
Ну, свободы от влияний не бывает. А статья Абдуллаева в принципе - дельная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shestakova8
2010-07-20 10:20 am (UTC)
"Хвалу и клевету" и дельную статью "приемли равнодушно"...
Критики излагают, писатели пишут. Писатели без них проживут, а вот что они будут без "объектов" делать? И так всё - в жизни. Есть люди, которые без кого-то проживут, а есть зависимые. Но это же их проблема, что они зависят!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 11:14 am (UTC)
увы, я не буддист, и не христианский анахорет, победивший страсти. Напротив, моя "гражданская профессия" требует развить предельную эмоциональную откликаемость.
В данном случае мне дорого то, что человек понял именно то, что я хотел сказать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shestakova8
2010-07-20 11:24 am (UTC)
Примите мой поклон. Мало людей, настолько принимающих всё близко к сердцу. Все больше абстрагироваться хотят...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2010-08-02 10:55 am (UTC)
согласен
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shestakova8
2010-08-02 11:00 am (UTC)
спасибо за оценку
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trepang
2010-07-19 10:47 pm (UTC)
по-моему, корректно - хотя статья Топорова такой корректности не заслуживает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 04:56 am (UTC)
Полностью согласен. В принципе статья Евгения очень интересна (там целая система пластов современной поэзии). Досадно, что Топоров и впрямь дал иную систему измерения, от которой поневоле отталкивается и Евгений...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gilantc
2010-07-19 10:54 pm (UTC)
Я просто удивляюсь: как не устаете реагировать на критику... :)) На то они и критики, чтоб писать то хорошее, то плохое... Даже не по теме, даже злостно и даже льстить... Вы делаете, то что делаете, об остальном пусть думают те, кому это надо... На то они и критики, это их хлеб и самоутверждение... Как Грант Матевосян говорит (цитирую в переводе с армянского и не точно, по памяти): "Критика создает отмасферу, благоприятну обстановку, но не говорит, не создает литературу. Нет писателя - нет критики, нет критики - писатель все рано не исчезнет, разве что брака будет больше..."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 04:58 am (UTC)
Как вы говорите, так вы - правы. Но когда-то я принял решение реагировать на критику и от этого решения не отступаюсь. Зачем воображать себя утесом, о который разбиваются волны, если ты таковым не являешься? А статья Абдуллаева (прочтите всю) интересна по концепции. Спасибо, Геворг!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gilantc
2010-07-20 06:00 am (UTC)
Конечно прочту, сразу интересно стало...
Кстати о тапорности: мы помнится говорили о грамотных подстрочниках, которые очень сложно делать... Сейчас вот не давно закончил править и переправлять обратно в "топорный" вид подстрочники моих последних стихов. Сделали не очень, то есть смягчили "литературными" словами, даже собственные стихи порою не узнавал...
Но вот друзья подсказали, что надо кроме подстрочника аудио писать...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gilantc
2010-07-20 06:02 am (UTC)
А на счет утеса - не нам решать, как и что потом окажется и отзовется (точную цитату конечно знаю, просто не люблю точные цитаты в таких случаях)...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 11:16 am (UTC)
Совершенно верно, если бы я делал перевод, то просил бы магнитофонную запись чтения текста. Даже если язык я более или менее знаю и в целом понимаю.
Решать действительно не нам...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gilantc
2010-07-20 12:55 pm (UTC)
сейчас все это решился проще, просто записал звук на компьютере и загрузил в сеть. дальше просто отсылаю текст подстрочника и ссылку, чтоб скачать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 02:10 pm (UTC)
Да, забываешь иногда о технических возможностях...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsukharev
2010-07-31 10:00 pm (UTC)
Реагировать на критику...Пожалуй,да,Боря(но только на критику,а не беспомощное злобствование).Примеров-то много:Бунин,Набоков(до них - символисты,их ряд велик числом),не говоря - Пушкин...Здесь как бы должен быть разговор на равных или хотя бы в одной терминологии.А если заявляют:вот не нравится мне,и все тут,- ну,не читай тогда:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rungwe
2010-07-20 01:09 pm (UTC)
толковая статья, надо отметить
А
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 01:31 pm (UTC)
Не спорю :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: demian123
2010-07-20 01:25 pm (UTC)
Топоров ведь - типичный "гнойный тролль".
Нет, ну - существует - блестящий, юморной троллинг, высокого качества. По сердечному влечению, т.ск., из чистой любви к искусству. Спонтанно. О.к.
Но - троллинг - как барщина, поденщина...
Нудный, поденный литературный троллинг - из нужды.. Для заработка. Рутинная необходимость. Дежурная обязанность..
"Дэнсер фо мани".
Бедный гнойный тролль Т.
А ведь мог бы и не бояться - и попробовать сам себя в литературе. (Не в вялых (см.), неярких переводах. Где слово от корня "экспрессия" кажется, вообще-то, малоуместным. На худой конец - в качественной критике. (Ан нет: всё - гноем и неистовым горячим калом своим - вместо чернил :)
Может, и ему - дано? Способности, глядишь, и проявились бы?: глядишь, лет за 20 бы и расписался.
Последняе дело: на старости лет - межпальцевым грибком между г.г. сочинителей существовать. Раздражает - да. Пользы и приязни - мало.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2010-07-20 01:32 pm (UTC)
Межпальцевый грибок (эпидермофитон) - хорошее определение ;)))
(Reply) (Parent) (Thread)