Я к тому, что в этом смысле одесский миф подобен римскому.
Урбаноцентричность одесского мифа работает на "снижение" - космогония подменяется градостоительством,
императрица заменяет богиню - все равно Астарту или Афину, а то и Кибелу. А основатели и первые властители города - титанические универсальные фигуры. Титаны? Полубоги? Творцы?
Скульптор Эдвардс, проектируя памятник Екатерине в начале прошлого века, воссоздал эту иерархическую структуру. А памятник Ришелье, который облачает французского аристократа на русской императорской службе во все ту же римскую тогу? Дальнейшее фольклорное снижение этого образа - превращение свитка в фаллос (вид на Дюка со второго люка) придает культу первого губернатора дионисийский оттенок.
Вспоминаю два вполне мифологических археологических открытия в Одессе. Проводя раскопки на знаменитом углу Дерибасовская-Ришельевская, городские археологи обнаружили осколки бокала и медную монету (пятак?) екатерининских времен. Был сделан вывод, что именно тут был заложен первый камень Одессы, в честь чего было выпито шампанское, а бокал разбит (вообще-то бокалы бьют - к счастью, а в еврейской традиции на свадьбе в память о разрушении Храма) И обряд этот совершили, если я правильно помню материал, именно Ришелье и Дерибас. Монета также была зарыта в память о закладке первого камня. Интерпретация вполне фантазийна. Но даже если фантазия совпала с реальностью, это неважно. Важно то, что найдена отправная точка мифа. Найдены священные реликвии. Я специально рассказываю по памяти, не поднимая материалы. Миф есть миф - его следует распространять по памяти, устно.
Второе "открытие" называть так не стоит. При раскопках около Воронцовского дворца были обнаружены обломки еврейских надгробий в культурном слое восемнадцатого века. Слой-то может и восемнадцатого, а вот обломки - конца девятнадцатого. То, что пол Воронцовского дворца вымощен еврейскими надгробьями со снесенного второго еврейского кладбища, тогда еще не установили. Это открытие недавнее...
А тогда был сделан абсурдистский вывод. Евреи жили здесь до прихода императорский войск. При их приближении, для того, чтобы русские солдаты не надругались над еврейскими могилами, евреи сами разбили надгробья и закопали обломки.... Как ни пытался я показать, что старые еврейские надгробья выглядели совсем иначе, но именно упомянутая версия была растиражирована. И это вполне ложится в структуру одесского мифа. В начале были евреи.