Борис Херсонский (borkhers) wrote,
Борис Херсонский
borkhers

Categories:

verses

Читая Мишну*

*
Если жена безгрешна, но связала себя обетом
назорейства**, и голову хочет обрить непременно,
муж может обет отменить, заслышав об этом,
бритая женщина непривлекательна, говоря откровенно.

Если жена связала себя обетом в знак очищенья,
то и тогда муж имеет право вето в отношеньи обета.
Пусть жена находит иной способ просить у Бога прощенья,
но волосы пусть сохранит и будет прилично одета.

Раби Меир сказал: согрешила пред небесами?
Под небесами ходи хоть бритой, хоть в рваной рубахе.
Но пред мужем ходи в шелках, с распущенными волосами,
чтобы тебя увидев, не убежал он в страхе.

И еще ребе Меир сказал: Провижу -
будут Франция и Париж - промчатся века, как годы,
и бритоголовые девы будут ходить по Парижу,
но древним евреям нет дела до новой французской моды.

*
Сказал он: клянусь вовеки не пригубить
и капли вина, ибо вредно для сердца оно!
Но сказали ему, что сухое вино не может сердцу вредить.
И вот сухое вино ему отныне разрешено.
И не только сухое вино - любое,
выдержанное, молодое,
он может в охотку пить любое вино!
И клятвы своей не нарушит он все равно.
Сказал он: клянусь вовеки не пробовать лук,
ибо известно, что лук - причина желудочных мук.
Но сказали ему - деревенский лук не такой.
И вот может он есть деревенский лук и любой другой -
и белый лук, и синий, и лук порей -
не нарушит при этом клятвы своей еврей.
раби Меир, разбирая подобное дело,
прямо сказал, что лук и вино можно пробовать смело.
*
Шли вшестером по дороге. И вот - седьмой им навстречу.
Первый сказал - если это Давид, то я - назорей.
Второй сказал - прости, что противоречу,
но я назорей, если это не Давид, а Ессей.
Третий сказал - разбирайтесь между собою скорее,
но я - назорей, если здесь назорей хоть один из вас.
Четвертый сказал: а я назорей, если трое вы - назореи.
Пятый с шестым тоже что-то сказали, но что - не вспомню сейчас

Дом Шамая решил: все они под обетом!
Дом Гилеля решил: только тот, кто угадал.
Дом Шамая решил: все они назореи, даже если жалеют об этом.
Дом Гилеля решил: зачем, чтоб под клятвой зря человек страдал.
Раби Тафон сказал - эти спорщики не назореи!

И все мудрецы вздохнули: Ну что поделать! евреи!
*
Сказал: не женюсь на этой уродке! Но эта - красотка.
Сказал: не женюсь на этой чернявой! Но она белокожа.
Сказал: не женюсь на этой карлице! А сам ей - до подбородка.
И, понятно, на карлицу она совсем не похожа.
Он будет свободен от клятвы - ведь уродка не хорошела,
не выросла карлица, а чернявка белой была от рожденья.
Мудрецы решили, разобравшись в сущности дела -
недействительна клятва, данная вследствие заблужденья.
И вот пример - некто дал подобную клятву, но деву
привели в дом Ишмаэля, причесали и приодели -
и не узнал ее давший клятву. И по этому делу
было благоприятным решение Ишмаэля.
И возгласил Ишмаэль - все девы прекрасны ликом ,
не невеста, но бедность-уродка жениха обманула!
Когда Ишмаэль скончался - все девы кричали криком,
как когда-то рыдали, оплакивая Шаула.

*
Елизара спросили: какая разница между чистым животным
и нечистым? Елизар ответил: Подумай сам.
Ты господин над плотью чистого, а небо - над духом его бесплотным.
У нечистых тварей и дух, и тело принадлежат небесам.

Да, конечно, ни зайца, ни креветки, ни осьминога
не съест за обедом праведный иудей.
Для нас это мерзость. Но для Всевышнего Бога
чище чистого то, что мерзостно для людей.

* Мишна́ (ивр. ‏משנה‎‏‎‎ — букв. «повторение») — первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Часть Устного Закона, переданного, согласно традиции, Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецы приняли решение записать его в виде Мишны. Стихи являются парафразом различных ситуаций, разбираемых в книге "Женщины" (часть Мишны)

**Назорей[1] (ивр. ‏נָזִיר‎‏‎‎, назир — «посвящённый Богу») — в иудаизме человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис. 6:1-21). Степень святости назорея приближается к святости коэна и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в Храме и начать свой обет сначала.
Subscribe

  • verses

    Памяти Камю *** Курд ненавидит турка. Турок не любит курда. Наследственную ненависть обретаем мы от рожденья. Человек, рожденный женой, есть…

  • verses

    Сказка о взрослении (венок восьмистиший) * Давно уже пропил меч тот, кто пришел к нам с мечом. Отмыл от крови, начистил и вынес на барахолку. Не…

  • verses

    *** на фоне молчания муз слышнее гром канонады на фоне рыдания вдов слышнее смех клоунады кто богат тот и рад а мы бедны и не рады на фоне синего…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments