Хороша поговорка - "как швед под Полтавой". Она обозначает полный провал, сокрушительное поражение. Мало кто задумывается о том, каковы были последствия этого поражения для проигравшей стороны.
Да, удар по шведскому милитаризму и романтической авантюре Карла Двенадцатого был непоправимым. Желание шведов воевать как-то постепенно сошло на нет. И в течение этих веков последовательно теряла территории, уступая их по преимуществу России. Швеция смирилась с нежеланием норвежцев жить с ней в одном государстве. То есть – поражение растянулось на века.
Но... вы были когда-нибудь в Швеции? Отметили ли вы, что ныне это одно из самых процветающих государств Европы,и уж точно - одно из самых заботливых. Несколько дней назад я присутствовал на круглом столе, посвященном в основном системе социального страхования в Швеции. Не буду перечислять все виды страхования, сложную систему выплат и отпусков по уходу за детьми, задача которой вовлечь отцов в процесс воспитания нового поколения и дать возможность матерям работать.
Нет у нас подобной системы и не будет, потому что наша страна - одна из самых жестких по отношению к населению, особенно - в период экономического кризиса. А кризис для нас есть нормальное положение вещей.
Но вот что главное - свой доклад наш шведский гость начал с фразы: Швеция не воевала уже более двухсот лет.
Двести лет мира! Воплощение ангельской песни Рождества - "И не земле мир!" В масштабах отдельно взятой страны- Швеции.
Но вернемся к шведу под Полтавой. Школьное образование у моего поколения акцентировало две стороны сражения - русские и шведы.
Да, конечно, от нас не скрывали, что стороны было три. Украинцы под руководством отлученного позднее от церкви гетмана Мазепы, воевали, как нам говорили, на стороне Швеции. Никто не отмечал, что в отличие от шведов, украинцы воевали на своей земле и - за свою землю.
Даже в "барабанной" поэму Пушкина в уста Мазепы вкладывается жесткая формула:
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра.
Давно было - пора. Двести лет тому назад было - пора. Да, Мазепа мечтал о том, чтобы Украина была под протекторатом (защитой) Швеции.
В каком-то смысле это был - европейский выбор. Как всегда Украина оказалась между двух огней.
В отличие от Швеции Украина так и не получила независимости и ее права последовательно ликвидировались. Правление Екатерины фактически завершило ее интеграцию в Российскую Империю.
И, кроме того – Украина постоянно воевала. И воюет сейчас. У нас не было «Золотого века» мира и спокойствия. В результате этого национальная идея наша строится на героической модели. Идеал этой модели – победа над врагом, иногда – недостижимая.
Речь идет о победе внешней. Но есть и победа внутренняя, и именно такая победа обеспечивает стране мир и процветание. Такая победа часто начинается с поражения. Примеров много – Япония, Германия…
И История показывает, какая победа надежнее. И кто на самом деле выиграл битву под Полтавой. И у нас есть шанс – присоединиться к реальному победителю.