?

Log in

Записки психиатра - там и тогда [entries|archive|friends|userinfo]
Борис Херсонский

LASTN_WEBSITE=><td></td>

[ website | http://www.vavilon.ru/texts/khersonsky0.html ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Записки психиатра [May. 15th, 2012|07:28 am]
Борис Херсонский
[Tags|]

*
В старые времена врачи описывали истерические припадки с судорогами, а также грубые "конверсионные" симптомы: истерические параличи, нарушения речи и зрения. Еще студентом я зазубривал отличия истерического припадка от эпилептического. По-моему из было семь, как смертных грехов. С тех пор я видел несчетное количество эпилептических припадков. Но ни одного - "классического" истерического припадка. Ни одного!

*
Получается, что истерические судороги были своеобразной психической эпидемией в период с конца 18 века до начала 20го. Как эпидемия "пляски святого Вита" в средние века. Времена меняются и симптомы истерии меняются вместе с ними.
В психиатрии это называется патоморфозом.
Принято считать, что истерические судороги "ввели в обиход" врачи: Месмер в восемнадцатом веке, а Шарко - в девятнадцатом. Особо велика роль Шарко. В знаменитой лечебнице Сальпетриер истерички лежали в тех же палатах, что и больные эпилепсией. И. наблюдая судороги, "переняли" эту симптоматику. А оттуда. из Парижа мода на припадки распространилась на весь мир. Как и любая парижская мода.

*
Похожая история произошла с обмороками. Каждая приличная девушка в девятнадцатом-начале двадцатого века должна была упасть в обморок по крайней мере раз в жизни. Даже солидные мужчины (включая Фрейда) позволяли себе это.
Правда, доктора винят во всем корсеты. Но Александр Сергеевич Пушкин в свое время говаривал, что любая женщина может отложить обморок на завтра.
Сегодняшние девушки в обморок не падают. Эта форма реакции на эмоциональное напряжение вышла из моды, так же, как и истерические припадки. А если обмороки случаются, то причина у них сугубо органическая. И встречаются такие обмороки весьма и весьма редко.

*
Что же делать женщине сегодня? Как-то моя сестра застала мою дочь, которая вразумляла дочку сестры. Старшей кузине было пять лет, младшей - три с половиной. Если ты чего-то не хочешь делать. скажи, что у тебя болит сердце! - говорила моя дочь. Золотые слова!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: jetset1912
2012-05-15 04:31 am (UTC)
я хоть и не психиатр, но видел парочку истерических припадков в исполнении моей матушки
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 04:35 am (UTC)
Вам "повезло". Но, думаю, что сейчас снова в моду входит кликушество. Так что истерия возвращается в традиционное русло ;)). А что, были судороги, было выгибание дугой и прочее?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sasha_liburkin
2012-05-15 04:49 am (UTC)
здорово!
я дам в контакте ссылку на ваш пост.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 04:51 am (UTC)
Какие проблемы, Саша! Но этот пост связан с предыдущим, а завтра - продолжу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lapushka1
2012-05-15 04:57 am (UTC)
Ого, ничего себе! Обалдеть можно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 04:59 am (UTC)
но не нужно! Доброе утро, Анна!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 05:00 am (UTC)
Да. О мужской истерии заговорили только во второй половине девятнадцатого века, тот же Шарко.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: arhetip_v
2012-05-15 05:05 am (UTC)
Панические атаки - сегодня модно это
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 05:12 am (UTC)
Да, и они тоже. Одна моя клиентка, звоня. представляется так: Это Катя с паническими атаками. К слову - панических атак у нее нет уже лет пять. Но как дороги воспоминания!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: grey_horse
2012-05-15 05:27 am (UTC)
Видел обморок один раз, в похоронном бюро. Думаю, что именно "эмоциональный", а не физиологический.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 05:28 am (UTC)
Скорее всего - так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marina_fr
2012-05-15 06:04 am (UTC)
Обморок на фоне эмоционального напряжения (ну, и скверного физического состояния) один раз был. Натуральный, без свидетелей и с выбитым зубом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 06:54 am (UTC)
Зуба жаль. Но нет ведь правил без исключения :))) Вспомните, падали ли девушки -школьницы и студентки в Вашем классе, Вашей группе...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: revliscap
2012-05-15 06:23 am (UTC)
Возможно, что нравственность стала более гибкой и исчезло понятие "честь". Переживать стало не из-за чего, все стало можно (не просто можно, а нужно, хотя бы раз на личном опыте), постмодерн и современное искусство разрешают.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 06:55 am (UTC)
И этот фактор имеет значение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tutellia
2012-05-15 06:46 am (UTC)
В детстве считалось, что у меня слабое, "капельное" сердце - и я да, грешна, спекулировала. Лет до десяти.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 06:55 am (UTC)
Я бы поступил точно так же :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rinatishe
2012-05-15 07:32 am (UTC)
несколько раз наблюдал обмороки молодых солдат в строю. возможно они самопроизвольно входили в транс и слишком расслаблялись
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 08:46 am (UTC)
Жена Достоевского ссылалась на головную боль, если ей не хотелось выходить в гостю.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: sword_of_gedeon
2012-05-15 07:44 am (UTC)
Есть еще волшебные: "ой, давление". Притом, заметьте, как двусмысленно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 08:46 am (UTC)
заметил... но давление в принципе можно измерить...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zolot4
2012-05-15 07:50 am (UTC)
по принципу - весь мир театр
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 08:47 am (UTC)
Да, старинный и многоярусный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antonus
2012-05-15 12:54 pm (UTC)
Очень интересное наблюдение. Сам я в обмороке был однажды. Это был тепловой удар (в памятное раскаленное лето). Выключило буквально на полсекунды: даже успел руки выставить, когда падал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 06:53 pm (UTC)
Тепловой удар есть тепловой удар. Обморок (синкоп, синкопальный криз) - другое дело.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elenaanufrieva
2012-05-15 04:29 pm (UTC)
ай, я Вас умоляю)...не проблема.
я вот потихоньку отхожу от смерти брата, - и сама в шоке от реакции своего организма.За месяц до этой печали то ли простыла сильно, то ли вирус...температура,горло, насморк...перешло в кашель...всё, как положено.
Нервничала из-за него, ясное дело,сильно. На похоронах не могла кашель сдержать - жуткий,лающий и всё сильнее. И температура(небольшая)...короче, один врач, из его знакомых всё-таки посоветовал мне противострессовое попить......три дня пила по одной таблетке на ночь - кашель стал уходить...теперь волей-неволей пью весь курс(хотя никогда!)...не кашляю. Вспомнила, что лет в 13 проболела год(!)точно также...пока не стала терять сознание(давление накашляла)...положили в больницу - ничего не нашли...но там было здоровое детское общение...(правда,давали димедрол...мне было ужасно плохо от него, прекратили давать - вот с тех пор это "никогда!")...и здоровая обстановка, простые детские игры, малыши, которым я сказки рассказывала на ночь(всё то, что отсутствовало по обстоятельствам у меня дома) прекратили мне и давление, и кашель...

недаром я говорю, что женщины моего возраста - те же подростки)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 06:53 pm (UTC)
Те же дети...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dellorto
2012-05-15 05:23 pm (UTC)
Истерические припадки никуда не делись, просто форма их выражения изменилась. Сегодня это выражается в немотивированной агрессии, как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе.
Взять к примеру то же подростковое показательное резание вен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 05:34 pm (UTC)
Тут Вы не вполне правы. Истерический припадок как раз имеет определенную форму. Если проявления истерии иные. значит это НЕ припадок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: speak1001
2012-05-15 06:03 pm (UTC)
Падал в обморок дважды: один раз – после укола хлористого кальция в вену, второй – сильно закашлявшись в "процессе гриппа" (поднимался с дивана). Улетел головой в сервант, сильно порезал руку. Но это, видимо, не про то...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-05-15 06:52 pm (UTC)
Да, это другое...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: listoboy
2012-05-15 11:21 pm (UTC)
Если ты чего-то не хочешь делать. скажи, что у тебя болит сердце! - говорила моя дочь. Золотые слова!

Читал, что такие отговорки активно использовал Максим Горький и однажды странно заболел и умер.
Что говорят врачи о самовнушении болезней? Можно ли внушить себе рак, порок сердца сердца, язву?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vadimpr
2012-05-17 10:33 am (UTC)
я бы еще добавил давление. Очень уж полюбили современные женщины чуть что сразу мерить давление и жаловаться, что у них подскочило (опционально - упало):)
(Reply) (Thread)