?

Log in

Записки психиатра - там и тогда [entries|archive|friends|userinfo]
Борис Херсонский

LASTN_WEBSITE=><td></td>

[ website | http://www.vavilon.ru/texts/khersonsky0.html ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Записки психиатра [Apr. 22nd, 2012|08:03 am]
Борис Херсонский
[Tags|]

*
Эту историю я рассказываю со слов покойной Инессы Николаевны Гильяшевой, прекрасной женщины, одной из пионеров применения психологических тестов в бывшем СССР. Она работала в Бехтеревском институте и нас связывало многолетнее сотрудничество (есть несколько совместных работ) и дружба, основанная на полном взаимопонимании. Как мы увидим ниже, именно Инесса с чисто женской храбростью, граничащей с безрассудностью, фактически ликвидировала Постановление ЦК КПСС 1936 года, запрещающее применение тестов.
*
Дело было в самом начале семидесятых. Ни о каких "тестах" в СССР речи не было. Ведущие психологи опирались на запрет партии и пытались теоретически обосновать, почему нельзя использовать тесты на территории победившего социализма. Тут вам и научный вариант "стокгольмского синдрома" - идентификация с агрессором, тут вам и элементарный страх и здоровый советский прагматизм. Всякий "нарушитель" рисковал получить титул "агента империалистической науки" в стройных рядах советских психологов (я не шучу! Это цитата из какой-то статьи, прочитанной мною в юности).
*
Всегда говорил, что настоящей причиной запрета психологических тестов был страх номенклатурщиков, что кто-то их сосчитает, т.е. измерит их интеллект.
*
Но начало семидесятых - эхо оттепели, гайки еще не закручены, продолжаются контакты с зарубежными коллегами, истончаются перегородки между учеными. И вот в НИИ им. Бехтерева приезжает американский профессор Н. Ему все показывают, рассказывают. Он попадает и в психологическую лабораторию. И задает вопрос - а есть у вас тесты?
Воцаряется молчание, как будто женщине в присутствии мужа и детей задают вопрос: а есть у Вас любовник?
*
Но в данном случае - полная невинность: никакого любовника (тестов) в лаборатории нет.
*
Нет у нас тестов - признается Инесса.
- А хотите? - спрашивает Н.
-Хотим - отвечает Инесса.
Все хотят! Но отвечает только она. Это был неправильный ответ. Правильный был бы: Не хотим! Мы, советские психологи, с презрением отвергаем тесты и не признаем их научной ценности. Но Инесса не боялась дать неверный ответ.
Хорошо, - говорит Н., в следующий раз я привезу Вам комплект в подарок от нашего Университета Вашей лаборатории. Но мне нужно официальное письмо от института.
????
- Официальное письмо. подписанное директором или его заместителем, что Вы просите наш Университет предоставить вам базовый набор психологических тестов.
- Хорошо - отвечает Инесса.
*
Хотя чего тут хорошего!
*
Инесса идет к директору института, не рассчитывая на согласие. И впрямь - следует отказ. Но не тот отказ, который мог остановить женщину. После напряженной дискуссии стороны договариваются на том, что письмо будет написано, но директор его подписывать не будет. Подпишет его Инесса, именем директора, но так, чтобы сразу было видно, что подпись подделана. Так что в случае чего ( о, этот "случай чего", на нашем жаргоне случай Ч.!)
*
Через полгода Н. приезжает в Питер опять и привозит чемоданчик с тестом Векслера, а также папочки с тестом Роршаха и ТАТ.
*
Лед тронулся, господа присяжные! Начался процесс пиратского бесконтрольного копирования тестов и продажа их (этим занимался фотограф института, он, кстати, и самиздат распространял) студентам, вернее, курсантам, повышающим квалификацию в Бехтеревке. Одним из которых и был в 1976 году ваш покорный слуга...
*
А через восемь лет я уже и сам преподавал на этих курсах, приезжая на месяц из Одессы, где ни о какой преподавательской работе для меня и речи не было.
*
В истоках применения тестов на территории бывшего СССР лежит фальсификация подписи и пиратское копирование. Не будем забывать об этом!
*
Еще - забавная деталь. В тесте Векслера есть субтест - недостающие детали. В смысле, нужно определить какой детали недостает на рисунке. Ручки на двери. Хвостика у свиньи. Аляски на карте США. Адаптируя тест для нашей культуры (если ее можно так назвать) карту Америки заменили на карту СССР без... Курильских островов. Это было политически недопустимо! Последовал вызов на допрос и разъяснительная беседа. Из карты можно было изъять любую территорию кроме той, которая является "предметом политических спекуляций японского милитаризма" (армии у Японии не было, как известно, а милитаризм - был). В конце концов СССР лишился Камчатки. Зато советский флаг с серпом и молотом, на котором от молота осталась только рукоятка никаких возражений у органов не вызвал.

*
Вот думаю - а существует ли украинская адаптация теста Векслера? Есть ли там карта Украины без Крыма и трезуб без одного зуба? И если есть, то куда смотрит СБУ (это у нас такое ФСБ).
linkReply

Comments:
[User Picture]From: boruch
2012-04-22 05:11 am (UTC)
читаю - смеюсь. Нынче-то смешно, а меня еще в 86-м годе в институте "Сельэнергопроект" заставили подписать бумагу о неразглашении. Чего там разглашать, пощас загадка. Сов.власть строгая была дама, шуток с нй не позволяла.

Edited at 2012-04-22 05:12 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 05:13 am (UTC)
Да, сейчас это смешно. но мы и тогда посмеивались.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krylov_igor
2012-04-22 05:41 am (UTC)

кража и наука две вещи несовместные?

Уж простите идиота, а что, тесты действительно что-то помогают выявить? Или это такой простой способ дать человеку некоторое задание и посмотреть его психические реакции?
Возможно что беседуя с врачом пациент может негативно воспринимать его личность, а с бумажкой и тем что на ней написано не связано никаких личных симпатий и антипатий? Вольно или невольно отвечая на вопросы и выполняя "тесты" человек демонстрирует то, что конечно можно выявить и в процессе наблюдения, но на это уйдет больше времени.
С одной стороны тесты выглядять как шаманизм, а с другой - как ловля на живца.
Есть хоть крупица смысла в моих домыслах?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 05:59 am (UTC)

Re: кража и наука две вещи несовместные?

Есть. В том смысле - что тесты (хорошие!) это модель поведения. Они помогают выявить то же, что и наблюдение, но в сжатые сроки. Кроме того тесты дают сопоставимые данные и позволяют делать обобщение. А наблюдение, увы, нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krylov_igor
2012-04-22 07:24 pm (UTC)

Re: кража и наука две вещи несовместные?

Спасибо. Попробую как нибудь себя протестировать. Интересно, с кем я прожил бок о бок 48 лет :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-23 04:06 am (UTC)

Re: кража и наука две вещи несовместные?

Когда в больнице появлялась симпатичная юная доктор, одной из форм ухаживания со стороны психологов было - предложить ей пройти обследование в лаборатории...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsukharev
2012-04-23 06:42 am (UTC)

Re: кража и наука две вещи несовместные?

это предложение интима было?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsukharev
2012-04-23 06:41 am (UTC)

Re: кража и наука две вещи несовместные?

скорее-тест на сообразительность или абстрактное мышление...
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 05:59 am (UTC)
Все обошлось, как Вы понимаете...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raria
2012-04-22 06:35 am (UTC)
Спасибо! Замечательная история
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 08:08 am (UTC)
История и впрямь классная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: buzhor
2012-04-22 07:12 am (UTC)
Боря, извини за эту ремнисценцию, вроде в тему: у меня был позорный период в жизни, когда я...нет, не показывал грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой, а читал психологю в ИУУ в пер.Нахимова, не будучи базовым психологом. Меня выручало, что я начитался про тесты, их как раз дозволили незадолго до этого, а моя аудитория кроме Выготского никого не знала. Так что многолетний запрет на тесты выручал!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 08:08 am (UTC)
Да, какое-то время западные валидные тесты были весьма популярны среди прогрессивного студенчества...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsukharev
2012-04-23 06:45 am (UTC)
вспомнилось невольно:"Я истину тебе по-дружески открою-поэт мужчина,даже с бородою".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stranger9
2012-04-22 07:17 am (UTC)
А я знаю, почему в наших странах активно внедряют тесты.
1. Воастители не боятся активно демонстрировать свою тупость.
2. "Объективный" ЕГЭ создаёт видимость отсутствия коррупции.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 08:08 am (UTC)
Точно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flitched9000
2012-04-22 08:28 am (UTC)

А шо,

интеллект таки научились измерять? Сколько ж енто в граммах?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 08:32 am (UTC)

Re: А шо,

в единицах стандартного АЙКЮ. Троллинг не поощряется!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flitched9000
2012-04-22 08:35 am (UTC)

Re: А шо,

Ну вот, снова диагноз на лету.
Я о другом: есть ли соответствующая "единица" в Парижской палате мер и весов?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 08:38 am (UTC)

Re: А шо,

Нет, конечно. Для каждого свои стандарты, основанные на вариационной статистике. Средяя =100, сигма - 16, для теста Векслера - 15 единицам. Меня раздражает в Ваших вопросах некое ерничество. а элементарные сведения есть в Википедии и учебниках. Пересказывать матметоды в психологии я не намерен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flitched9000
2012-04-22 09:22 am (UTC)

Re: А шо,

До прописки в ЖЖ искренне полагал: "смеяться, право, не грешно..."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nadezda28
2012-04-23 12:48 am (UTC)

Re: А шо,

Ищу смешно. Пока не. Наверное, это тест Векслера. Юмор как недостающая деталь. Так и не нашла. Черт, и по этому тесту трояк...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-23 04:01 am (UTC)

Re: А шо,

Как по мне, веселого тут мало. Но если нелепость - смешна, то история с курильскими островами в тесте 2недостающие детали" - на грани анекдота. Ну и серп и молот без молота - тоже хорош. Дума, чтобы оценить эти шутки кГБ по достоинству, надо принадлежать к моему поколению...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-23 04:04 am (UTC)

Re: А шо,

Простите, я не связал Ваш коммент со словами Вашего предшественника... Все на своих местах теперь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: selfhiker
2012-04-22 10:01 am (UTC)
зміг знайти пошуком лиш таку інформацію.

"В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:
WAIS; WISC; WPPSI.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно - исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт - Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части - субтестов "Понятливость", "Осведомленность", "Словарный" и, в меньшей мере, субтеста "Сходство". Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили "Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера". Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием "ИМАТОН" (г.Санкт - Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием "ИМАТОН" и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году."

можливо, в останніх працівників і варто запитувати про деталі розвитку теми.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Ganna Rozkovskaya
2012-04-22 10:41 am (UTC)
Очень интересно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 12:20 pm (UTC)
Я работаю с иматоновским вариантом,но к нему есть ряд претензий. Современный вариант теста ни на русский, ни на украинский не переведены и не адаптированы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-22 12:20 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ligrin
2012-04-22 09:41 pm (UTC)
Особо порадовал советский флаг с серпом и молотом, на котором от молота осталась только рукоятка.
А перед Инессой Николаевной Гильяшевой невозможно не преклоняться. Но и директор молодец: мог бы и в органы настучать, а он даже дал согласие, чтобы подпись была грубо подделана...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borkhers
2012-04-23 04:03 am (UTC)
Он отсидел при Сталине 12 лет по-моему. То есть, не уверен в сроке. Ему было чего бояться. Но в целом этот человек вел себя очень достойно. Доброе утро, Лина!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsukharev
2012-04-23 06:39 am (UTC)
Боря,это что-то вроде найди десять отличий,да?Но тогда это скорее ребус...ПомниШь еще времен наших бабушек:первый мой слог-река В Сибири,второй- первая нота...В итоге должно получиться слово ЕНДОВА и т.д.А ведь Роршаха,кажется,Юнг применял,если судить по фильму "Опасный эксперимент"...
(Reply) (Thread)